Зумеры массово отказываются от Spotify Premium и возвращаются к MP3-плеерам. Рост цен на подписку и нежелание платить за «аренду» музыки делают старые устройства более привлекательными.
Одно устройство за £20 (около 70 бел. руб.) кажется выгоднее годовой подписки за £145 (около 510 бел. руб.). В TikTok и Instagram популярны ролики с пользователями, оживляющими старые iPod, Sony Walkman или покупающими новые плееры на 64 Гб, вмещающие до 12 тысяч треков без рекламы и алгоритмов.
Американская блогерша Simonalisa поделилась своим решением отказаться от подписки $100 (около 350 бел. руб.) в год и купить MP3-плеер. Пост собрал более 11 тысяч лайков, а в комментариях пользователи вспоминали, как раньше прожигали диски и обменивались плейлистами офлайн.
Для одних MP3-плеер — ностальгия по нулевым, для других — способ экономии и контроль над музыкой. Некоторые получили устройства в наследство, другие предлагают Spotify выпустить «ретро-плеер».
Рост интереса к физическим носителям подтверждают продажи: в 2023 году винил в Великобритании достиг рекорда за 33 года, CD и кассеты тоже набирают обороты. Эксперты связывают это с «усталостью от стриминга»: пользователи хотят контролировать коллекцию и слушать музыку без алгоритмов.